Если ваши прежние усилия давали нестабильный результат, то на курсе происходит четыре ключевых осознания
Речь связана с телом и это становится видно
вы видите ребёнка с приоткрытым ртом, «ленивым» языком, неустойчивыми губами, тонусными щёками. Артикуляционная гимнастика проводится, но звук всё равно не устойчив, а вне кабинета речь быстро «разваливается».
• чётко видите, какие именно мышцы не включаются, где есть избыточное напряжение, как организовано дыхание,
• понимаете, какой участок системы нужно подготовить через массаж, прежде чем ждать от ребёнка устойчивых звуков.
Упражнения работают, когда мышцы готовы
кажется, что выхода два — добавлять новые упражнения или менять игры, надеясь, что «что-то сработает».
• вы сначала через логопедический массаж готовите мышцы, нормализуете тонус, улучшаете ощущения, выстраиваете опоры, и только потом переходите к гимнастике и автоматизации.
Безопасность — это понимать свои границы, а не "ничего не предпринимать"
вы можете откладывать практику только потому, что «я не врач» или «вдруг наврежу» – и в итоге вообще не трогаете эту тему, даже когда видите, что ребёнку логомассаж мог бы помочь;
или наоборот – что-то делаете руками, но внутренне тревожно: «а точно ли я имею право?», «а не выхожу ли за рамки своей компетенции?»
• у вас появляются понятные ориентиры, что именно входит в функционал логопеда, на что можно опираться в профстандарте и рабочих документах;
• вы различаете случаи «можно», «осторожно» и «лучше направить к врачу», и понимаете, в каких рамках вы действуете профессионально безопасно;
• чувство «лучше не трогать вообще» сменяется ощущением: «я понимаю, где мои границы и что могу сделать для ребёнка в них».
Когда есть маршрут, каждый сложный случай перестаёт быть «хаосом»
каждый ребёнок с тяжёлыми или сочетанными нарушениями ощущается как совершенно новый, «особый» случай;
приходится снова перелистывать конспекты, вебинары, видео, выдёргивая по одному приёму и надеясь, что что-то подойдёт;
внутри копится усталость от того, что вы всё время будто начинаете с нуля.
• у вас есть маршрут, по которому вы двигаетесь с любым ребёнком:
• как смотрите: что оцениваете в артикуляционном и миофункциональном статусе;
• как фиксируете наблюдения, чтобы они помогали планировать, а не терялись;
• как принимаете решение, нужен ли логомассаж и в каком объёме;
• как выстраиваете блок «диагностика → массаж → дальнейшая коррекция речи».
Та же самая артикуляционная гимнастика начинает давать совсем другой эффект.
Сложные случаи остаются сложными, но становятся понятными и предсказуемыми для вас и вашей работы: вы понимаете, что делаете, зачем и в какой последовательности.